5 походов против зелёного змия — антиалкогольные кампании СССР

Читатели постарше наверняка с ужасом вспоминают антиалкогольную кампанию 80-х, так необдуманно запущенную правительством. Но, оказывается, за всю историю СССР таких кампаний было пять и каждый раз государство проигрывало зеленому змию.

Давайте вспомним об этой нелёгкой борьбе.

1-я антиалкогольная кампания

Бороться с пьянством начали ещё при Николае II, запустившем в 1914 году сухой закон. В это время как раз началась Первая мировая война, поэтому государство намеревалось как можно сильнее сократить потребление алкоголя. К тому же сам царь почти не пил и не любил пьяных.

Было создано так называемое «Общества трезвости», запрещены продажи водки (позднее и вина), великого князя Константина Константиновича назначили председателем Союза Трезвенников.

После победы революции в 1917 году большевики продолжили кампанию, а Петроградский реввоенсовет даже запретил производство любого алкоголя. Через шесть лет, во времена расцвета НЭПа, первая антиалкогольная кампания была прекращена.

2-я антиалкогольная кампания

Новый виток борьбы с пьянством начался в 1929 году. Власти сообщили, что трудящиеся требуют прекратить продажу алкоголя. Конечно, никакие трудящиеся ничего не требовали, но кампанию запустили.

Были закрыты многие пивоварни, рюмочные и остальные злачные места, начали выпуск периодики «Трезвость и культура».

Кампания продлилась около года, после чего плавно сошла на нет.

3-я антиалкогольная кампания

Борьба за трезвость 1958 года стала более мягкой — решили ограничить употребление только крепких напитков, а выпуск вина и пива, наоборот, увеличить.

Водку перестали продавать в аэропортах, на вокзалах и примыкающих к ним территориях, на предприятиях, вблизи школ, университетов и больниц.

4-я антиалкогольная кампания

Она явилась продолжением третьей — в 1972 году водка снова попала в немилость. Количество слабоалкогольных напитков на прилавках, как и в 1958 году, увеличили.

Для искоренения пьянства были предприняты следующие меры: прекращение выпуска напитков крепостью свыше 40°, повышение цен на спиртное, создание лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), куда алкоголиков помещали насильно, ограничение времени продажи алкоголя. Именно тогда появился широко известный лозунг «Пьянству — бой!»

5-я антиалкогольная кампания

Все вышеперечисленные меры особого результата не дали: количество страдающих от алкогольной зависимости неуклонно росло. К началу 80-х ситуация стала катастрофической: потребление алкоголя в два раза превысило показатели начала и середины XX века.

К тому же из-за чрезмерного употребления алкоголя росла смертность и падали производственные показатели. Правительство решилось на запуск новой антиалкогольной кампании, которая по масштабам превзошла все предыдущие.

Несмотря на огромные доходы от продажи спиртного, начиная с 1985 года, государство предприняло ряд жёстких мер:

1. Было закрыто огромное количество вино-водочных магазинов.

2. Стоимость водки увеличилась чуть ли не в два раза.

3. Продавать алкоголь можно было только с 14-00 до 19-00.

4. За употребление спиртного в общественных местах и на работе исключали из партии, а также увольняли.

В борьбу включилась и советская пропаганда. Трезвость превозносили, а пьянство, естественно, клеймили, как могли.

Популяризировали безалкогольные свадьбы, в прессе распространялись статьи о вреде пьянства, сцены со спиртным вырезали из кинофильмов и запрещали в театральных постановках. Даже запустили в кинотеатрах комедию-вестерн «Лимонадный Джо», в которой ковбой сражался с негодяями-пьяницами при помощи лимонада.

Правда ко всему этому обычные люди относились скептически, сочиняя в ответ частушки и стишки:

Спасибо партии родной, что нету водки в выходной! Но ты не плачь, моя Маруся, — одеколона я напьюся!

В отличие от предыдущих кампаний, борьба была развернута и против слабоалкогольных напитков, а самой огромной её ошибкой историки называют вырубку великолепных виноградников в Молдавии, Крыму и Краснодарском крае. Количество уничтоженных виноградников было даже больше, чем во времена Второй мировой войны. Кроме того, осложнились отношения с Венгрией, Болгарией, Румынией, так как сильно упал экспорт вина в СССР, что сильно ударило по экономике этих стран.

Из-за невозможности приобрести легальный алкоголь, расцвело подпольное производство спиртного. К тому же народ стал массово пить спиртосодержащие жидкости, не предназначенные для употребления внутрь. При этом партийная верхушка свободно могла приобрести любой напиток, невзирая на ограничения.

И всё же кампания достигла своей цели: потребление спиртного снизилось более, чем в два раза. На этом фоне повысилась рождаемость, сократилась смертность, увеличились производственные показатели.

Однако, даже положительные итоги государственной борьбы с пьянством не компенсировали всех допущенных ошибок — недовольство людей было слишком велико. Вдобавок, из-за сокращения продажи спиртного экономика страны недосчиталась нескольких миллиардов.

В 1987 году пятая антиалкогольная кампания была прекращена.

Читайте также:  Оказывается, их убедили, что все русские с рогами.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Личная жизнь и биография знаменитостей, интересные факты из жизни звёзд